Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — русский язык ЦЭ
Вариант № 3870
1.  
i

(1) Пе­ре­до мной были мол­ча­ли­вые горы и тихие леса в осен­ней за­дум­чи­во­сти. (2) Го­речь на­дви­га­ю­ще­го­ся увя­да­ния уга­ды­ва­лась во всём. (3) Речки кру­жи­лись, за­тя­ги­вая в жёлтые петли горы с дре­му­чи­ми ле­са­ми, и ка­за­лось, что в рас­ще­ли­нах, овра­гах и до­ли­нах об­на­жи­лись нервы земли. (4) Всё во­круг было ве­ли­ча­во и спо­кой­но.

(5) Пред­чув­ствие дол­го­го сна та­и­лось в лесах, и шорох об­ле­та­ю­щих ли­стьев уже на­чи­нал усып­лять их, нашёпты­вая об осен­них до­ждях, о глу­бо­ких сне­гах и о весне, ко­то­рую надо долго и тер­пе­ли­во ждать. (6) Оча­ро­ван­ные пе­чаль­ной му­зы­кой осени, об­на­жи­лись леса, роняя ли­стья в свет­лые ручьи, за­сти­ла­ли их зер­ка­ла, чтобы не ви­деть там от­ра­же­ния своей не­при­ят­ной на­го­ты.

(7) Земля на­де­ва­ла шубу из ли­стьев, го­то­ви­лась к зиме, ути­ха­ли звуки на ней, и толь­ко шорох был всюду от листа и шум от речек, на­пол­нен­ных водой бла­го­да­ря часто пе­ре­па­да­ю­щим, но пока не­за­тяж­ным до­ждям.

(8) Но гора, на ко­то­рой мы сто­я­ли, жила вроде бы от­дель­но от всего леса. (9) Она была об­руб­ле­на лет де­сять назад. (10) Во­круг пней рос ря­бин­ник, берёзки. (11) Они за­ни­ма­ли по­лян­ки по­ко­сов, со­еди­ня­ясь меж собой, и, как-то играя, без гру­сти со­ри­ли во­круг ли­стья­ми, жёлтыми, бор­до­вы­ми, ры­жи­ми', а тон­кие ря­бин­ки были с пер­вы­ми двумя-тремя при­горш­ня­ми ягод и по­ка­зы­ва­ли их всем хваст­ли­во, до­вер­чи­во.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 8−10 слово, в ко­то­ром зву­ков боль­ше, чем букв. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

2.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Шин­шил­лы  — это гры­зу­ны се­мей­ства шин­шил­ло­вых. (2)Длина тела ва­рьи­ру­ет­ся от 22 до 38 сан­ти­мет­ров. (3) Масса взрос­лой особи со­став­ля­ет от 0,5 до 1 ки­ло­грам­ма. (4) Для гры­зу­нов се­мей­ства шин­шил­ло­вых ха­рак­тер­ны круп­ные уши и узкие удлинённые стоты. (5) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти четырёхпа­лые, од­на­ко паль­цы зад­них ко­неч­но­стей зна­чи­тель­но уко­ро­че­ны. (6) Ске­лет тон­ко­кост­ный, малая бер­цо­вая кость не­боль­шая и не сра­ще­на с боль­шой бер­цо­вой.

(7) Во­ло­ся­ной по­кров гу­стой, мяг­кий. (8) Окрас спин­ной сто­ро­ны тела го­лу­бо­ва­то серый, брюш­ная же по­верх­ность жел­то­ва­то-белая. (9) Хвост по­крыт жёстки­ми во­ло­са­ми. (10) Усы, или виб­риссы, мно­го­чис­лен­ные, длин­ные, бе­ло­го либо чёрного цвета.

(11) Череп с ярко вы­ра­жен­ным ме­жглаз­нич­ным суже­ни­ем. (12) Рез­цо­вые от­вер­стия длин­ные, ниж­няя че­люсть имеет узкие уг­ло­вые от­рост­ки, резко на­прав­лен­ные вверх.

(13) У гры­зу­нов дан­но­го вида в ДНК-на­бо­ре ше­сть­де­сят че­ты­ре хро­мо­со­мы, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют опре­делённую жиз­не­стой­кость по­пу­ля­ции.

(14) Пред­ста­ви­те­ли шин­шил­ло­вых ведут ак­тив­ный ноч­ной образ жизни и, как пра­ви­ло, мо­но­гам­ны.

(15) Из-за цен­но­го меха шин­шил­лы в два­дца­том веке были прак­ти­че­ски уни­что­же­ны. (16) Од­на­ко в на­сто­я­щее время они охра­ня­ют­ся го­су­дар­ством и их чис­лен­ность по­сте­пен­но воз­рас­та­ет.

Най­ди­те в 6-м пред­ло­же­нии слово, стро­е­ние ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме:

при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

3.  
i

Опре­де­ли­те спо­со­бы об­ра­зо­ва­ния слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  со­стра­да­ние

Б)  пре­го­лод­ный

В)  на­чи­сто

Г)  от­да­лить­ся

1)  при­ста­воч­ный

2)  при­ста­воч­но-суф­фик­саль­ный

3)  суф­фик­саль­ный

4)  пост­фик­саль­ный

5)  при­ста­воч­но-пост­фик­саль­ный

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

4.  
i

Пи­шет­ся О на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) во­рот­нич..к
2) точ­ный расч..т
3) пиж..н
4) с па­ра­лич..м
5) во­прос реш..н
5.  
i

Пи­шет­ся А на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) попл..вок
2) водор..сли
3) нак..лить до­крас­на
4) об..няние
5) сост..влять
6.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) щ..бе­та­ние, уб..ру на кухне
2) пр..вос­ход­ный, беспр..пят­ствен­но
3) ж..мчу­жи­на, пр..бреж­ный посёлок
4) увл..кать­ся, зам..рать от сча­стья
5) с..нти­мен­таль­ный, сост..зание
7.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) край­не (не)умест­ная шутка; (не)под­твер­ждённый ди­а­гноз
2) (не)готов к за­плы­ву; тюль­па­ны (не)вы­са­же­ны
3) от­нюдь (не)го­сте­при­им­ный дом; (не)усо­мнив­ший­ся в ис­ти­не
4) (не)близ­кая, но при­ят­ная до­ро­га; (не)за­мет­но уйти
5) (не)вы­со­кий, а низ­кий порог; (не)тре­тий в строю
8.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся не:

 

Когда бы мы 1)н.. об­ра­ти­лись к фельд­ше­ру, он 2)н.. разу 3)н.. от­ка­зал нам в по­мо­щи. Мы 4)н.. могли 5)н.. на­пи­сать об этом в ре­дак­цию об­ласт­ной га­зе­ты.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
9.  
i

Одна и та же буква про­пу­ще­на в рядах:

1) акц..онер, уц..нённый товар
2) пред..юль­ский, сверх..нду­стри­аль­ный
3) обе фо­кус­ниц.., тиг­риц..н
4) уда­рить на­от­маш.., эта пол­ноч..
5) необ..ез­жен­ный, пред..ян­вар­ский
10.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Море без­молв­но и тор­же­стве..о.

Б)  В га­зе­те было опуб­ли­ко­ва..о со­об­ще­ние о спор­тив­ном празд­ни­ке.

В)  Исти..о ве­ли­кие на­уч­ные от­кры­тия де­ла­ют че­ло­ве­ка более муд­рым, чем при­ро­да.

Г)  Наше по­ко­ле­ние вос­пи­та..о луч­ши­ми об­раз­ца­ми клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры.

1)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2)  Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

3)  Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го (или при­ча­стия) с двумя бук­ва­ми н.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с двумя бук­ва­ми н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с одной бук­вой н.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

11.  
i

Двой­ные со­глас­ные есть в сло­вах:

1) ре(ф/фф)ерен­дум
2) коло(н/нн)а
3) обе(с/сс)илеть
4) папуа(с/сс)кий
5) во(с/сс)клик­нуть
12.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) уживч..вый, жил в пред­месть..
2) ико­но­пис..ц, в пу­хо­вой перин..
3) о пол­за­ющ..м жуке, о рос­кош..
4) сти­хо­тво­рень..це, со скри­пуч..ми по­ла­ми
5) об удо­воль­стви.., куз­неч..к.
13.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) гон..мся
2) он по­корм..т
3) надра..вать
4) не­за­бы­ва..мый
5) мы напиш..м
14.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (авто)база
2) (тёмно)крас­ный
3) любо(до­ро­го) по­смот­реть
4) (ин­фор­ма­ци­он­но)ре­клам­ный
5) (полу)улыб­ка
15.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Это был на­пи­ток (на)по­до­бие кофе.
2) (В)про­дол­же­ние де­ся­ти минут зри­те­ли при­вет­ство­ва­ли актёров и не рас­хо­ди­лись.
3) Они про­го­во­ри­ли (до)позд­на.
4) Я знаю его так(же) хо­ро­шо, как и вы, гос­по­да.
5) На дворе как(будто) кто-то по­сви­сты­ва­ет.
16.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых все слова на­пи­са­ны пра­виль­но:

1) про­ти­рать, за­бле­стеть, рас­сте­лить
2) цыган, стан­ция, предыс­то­рия
3) празд­ный, ил­лю­зия, фут­бол
4) объ­езд, саги­ти­ро­вать, пъ­еде­стал
5) без­це­ре­мон­ный, от­бро­сить, при­о­ри­тет
17.  
i

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях най­ди­те слово с ор­фо­гра­фи­че­ской ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но).

 

Ге­не­рал-майор Чу­ма­ков подъ­ез­жал к штабу армии за­свет­ла. Солн­це, слов­но боясь уви­деть, что на­тво­ри­ла за ночь война, робко под­ня­лось над за­дымлённым го­ри­зон­том и за­гля­ды­ва­ло во все угол­ки, куда толь­ко мог про­ник­нуть ещё не со­гре­ва­ю­щий луч.

18.  
i

Опре­де­ли­те, ка­ки­ми ча­стя­ми речи яв­ля­ют­ся вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Мне хо­те­лось по­смот­реть, где живёт Лёля.

Б.   Имен­но такое мгно­ве­ние я пе­ре­жил не­дав­но.

В.   Я люблю ве­че­ром гу­лять вдоль на­бе­реж­ной. Г.   Как объ­яс­нить ей, что мы очень раз­ные люди?

1)  ча­сти­ца

2)  союз

3)  пред­лог

4)  ме­сто­име­ние

5)  на­ре­чие

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

19.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

(1) Есть на карте Рос­сии, не­да­ле­ко от Ниж­не­го Нов­го­ро­да, село Хох­ло­ма, из­вест­ное те­перь всему миру сво­и­ми не­по­вто­ри­мы­ми из­де­ли­я­ми.

(2) Хох­лом­ской про­мы­сел на­счи­ты­ва­ет более трёх сто­ле­тий. (3) По одной из ле­генд, принёс на Ни­же­го­род­скую землю ис­кус­ство зо­ло­той рос­пи­си ста­ро­об­ря­дец-ико­но­пи­сец. (4) Се­ли­лись во­круг избы ма­сте­ра люди, пе­ре­ни­ма­ли его ис­кус­ство. (5) Быст­ро раз­ле­те­лась слава об умель­це, дошла и до цар­ско­го двор­ца. ( 6) По­слал царь стрель­цов за ма­сте­ром, да воля тому была до­ро­же жизни. (7) Пе­ре­дал он свои сек­ре­ты людям, поджёг избу и исчез. (8) Сго­рел ли ико­но­пи­сец вме­сте с домом или ушёл даль­ше за волей, не­из­вест­но. (9) Но оста­лись его крас­ки  — цвет жар­ко­го ко­ст­ра и чернь пе­пе­ли­ща, оста­лось ма­стер­ство го­ря­че­го серд­ца, зо­ло­тых рук да сво­бод­ной души. (1О) А ог­нен­ная жар-птица стала сим­во­лом хох­лом­ской рос­пи­си.

( 11) Ко­неч­но, это ле­ген­да, но дей­стви­тель­но ухо­ди­ли в леса ста­ро­об­ряд­цы, знав­шие сек­ре­ты зо­ло­че­ния икон без зо­ло­та. (12) Де­ре­вян­ные иконы по­кры­ва­ли тон­ким слоем растёртого в по­ро­шок се­реб­ра, про­пи­ты­ва­ли оли­фой и ста­ви­ли в рус­скую печь. (13) После за­кал­ки огнём икона об­ре­та­ла новый зо­ло­ти­стый цвет. (14) А позже эти приёмы стали ис­поль­зо­вать для из­го­тов­ле­ния рас­пис­ной де­ре­вян­ной по­су­ды.

(15) Се­год­ня для на­род­но­го хох­лом­ско­го про­мыс­ла нет гра­ниц! (16) Хох­лом­ская рос­пись вышла из тра­ди­ци­он­ных рамок  —трёхцвет­ные узоры можно уви­деть на бусах, серёжках, ёлоч­ных иг­руш­ках, ри­со­валь­ных на­бо­рах, даже на ва­лен­ках и ва­реж­ках.

Най­ди­те в 6-7-м пред­ло­же­ни­ях тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью со­гла­со­ва­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.

20.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют ме­сто­име­ния в пред­ло­же­ни­ях, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Нужно знать, ка­ко­вы глав­ные тре­бо­ва­ния к оформ­ле­нию ре­фе­ра­та.

Б)  Здесь лежат его пись­ма.

В)  Знаю, что скоро мне придётся за­ду­мать­ся о бу­ду­щем

Г)  Про­из­ве­де­ние, ко­то­рое дети слу­ша­ли, было не­зна­ко­мым.

1)  под­ле­жа­щее

2)  часть ска­зу­е­мо­го

3)  опре­де­ле­ние

4)  об­сто­я­тель­ство

5)  до­пол­не­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

21.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их схе­ма­ми:

A.  В пе­ред­ней Гер­ман уви­дел слугу, ко­то­рый спал под лам­пою в ста­рин­ном за­пач­кан­ном крес­ле, и твёрдым шагом прошёл мимо него.

Б.  Как из­вест­но, Мак­сим, выйдя из сто­ло­вой, от­пра­вил­ся в сан­часть, чтобы по­про­сить у док­то­ра горсть сухих кор­ней ва­ле­ри­а­ны.

B.  Фран­цуз-метр­дотель по­ин­те­ре­со­вал­ся у гос­по­ди­на из Сан- Фран­цис­ко, будут ли гос­по­да при­ез­жие обе­дать.

Г.  Проснул­ся я от сол­неч­но­го луча, ко­то­рый про­со­чил­ся в ком­на­ту, и серд­це моё ра­дост­но под­прыг­ну­ло.

1.  [ ], [ ].

2.  [ ],( ), и [ ].

3.  [ ,( ), ].

4.  [ ],( ).

5.  ( ),[ ],( ).

22.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Зна­ния в юно­сти _ это муд­рость в ста­ро­сти.
2) По­след­ние дни осени _ про­хлад­ны и дожд­ли­вы.
3) Бер­муд­ский тре­уголь­ник _ есть самое за­га­доч­ное место на пла­не­те.
4) Говор на­ро­да, топот ло­ша­дей, весёлый свист пе­ре­пе­лов, жуж­жа­ние на­се­ко­мых, запах по­лы­ни, белые па­у­ти­ны _ всё это я видел, слы­шал и чув­ство­вал.
5) Мо­на­ко _ одна из самых ма­лень­ких ев­ро­пей­ских стран.
23.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Слож­но уде­лять оди­на­ко­вое вни­ма­ние_ как ду­хов­но­му_ так и фи­зи­че­ско­му сво­е­му раз­ви­тию.
2) Здесь цар­ству­ет су­мрак, стоит без­мол­вие, глу­бо­кое_ как в вол­шеб­ном замке.
3) Такая по­здра­ви­тель­ная над­пись вы­гля­дит_ как на­смеш­ка.
4) Пер­вые при­вет­ствен­ные слова про­изнёс не кто иной_ как сам юби­ляр.
5) Бра­тья были по­хо­жи_ как две капли воды.
24.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны)?

[|де­е­при­част­ный обо­рот|, ...].

1) Всу­нув боль­ную ногу в бо­ти­нок Лёнька осто­рож­но сде­лал не­сколь­ко шагов.
2) Вер­нув­шись в ка­би­нет она по­ста­ви­ла тер­мос на стол и на­ли­ла себе чашку чаю.
3) Не­взи­рая на первую не­уда­чу я опять под­тя­нул­ся на бру­сьях и стал ма­хать но­га­ми.
4) Прой­дя ещё один ко­ри­дор вы вы­хо­ди­те из две­рей на­пра­во и под­ни­ма­е­тесь вверх по боль­шой улице.
5) Встре­во­жен­ная пред­чув­стви­ем не­из­ве­дан­но­го я под­ня­ла штор­ку ва­гон­но­го окна и про­сто ах­ну­ла .
25.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) В сем­на­дцать лет ка­жет­ся что и до самых даль­них гор и даже до звёзд можно до­прыг­нуть.
2) Я не имел од­на­ко об этом деле ни ма­лей­ше­го пред­став­ле­ния.
3) Ирина не рас­ста­ва­лась с этим тер­мо­сом осо­бен­но когда ра­бо­та­ла по ночам.
4) По-моему он был чем-то рас­стро­ен.
5) Без­услов­но она очень уста­ла но ста­ра­лась это не по­ка­зы­вать.
26.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как между ча­стя­ми скла­ды­ва­ют­ся изъ­яс­ни­тель­ные от­но­ше­ния:

1) От во­ен­но­го Валь­ко узнал_ ко­ман­до­ва­ние пе­ре­пра­вой на­хо­дит­ся на про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­не реки.
2) Хо­чешь быть здо­ро­вым_ не ешь слиш­ком много.
3) Па­хо­мо­ву уже семь­де­сят лет_ он по-преж­не­му любит вы­ду­мы­вать раз­ные ис­то­рии.
4) Стро­и­те­ли без­дей­ство­ва­ли_ тре­тьи сутки не пе­ре­ста­вая шёл дождь.
5) Он зажёг свечу, сел к столу, по­смот­рел на часы_ было два часа ночи.
27.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Ва­си­лий Пет­ро­вич давно уехал из за­хо­луст­но­го про­вин­ци­аль­но­го го­род­ка1)_ и2)_ когда спу­стя много лет ока­зал­ся в род­ных краях, он не узнал его3)_ на месте ста­рых4)_ и об­вет­ша­лых жилых домов5)_ и дру­гих зда­ний сто­я­ли со­вре­мен­ные стро­е­ния.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
28.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Все лица на­хму­ри­лись_ и в ти­ши­не по­слы­ша­лось крях­те­нье_ и по­каш­ли­ва­ние Ку­ту­зо­ва.
2) За свою жизнь я на вер­ши­ны гор под­ни­мал­ся_ и по реке на бай­дар­ке пла­вал_ и в пе­ще­ры лазил.
3) Этот степ­ной про­стор при­вле­ка­ет не­из­вест­но­стью_ и про­буж­да­ет в душе жажду пу­те­ше­ствий_ полётов_ и от­кры­тий.
4) Меня могли вы­ру­чить или чудо_ или по­мощь дру­зей_ или упор­ный труд.
5) Она мо­ло­да_ и кра­си­ва, умна_ и ни­чуть не за­нос­чи­ва.
29.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Перед каж­дым домом я оста­нав­ли­ва­юсь, при­по­ми­ная, кто в нём жил когда-то, и во­об­ра­жая, кто живёт там сей­час.
2) Вдруг за­вы­ла си­ре­на и за­ми­га­ли огни по­ли­цей­ской ма­ши­ны.
3) Я утвер­ждаю, что хотя те­ат­раль­ное ис­кус­ство се­год­ня пе­ре­жи­ва­ет не луч­шие вре­мена, мы об­ла­да­ем одной из самых силь­ных актёрских школ в мире.
4) Когда он вер­нул­ся к на­ча­лу тропы, небо по­свет­ле­ло и серое про­стран­ство во­круг при­об­ре­ло более чёткие очер­та­ния.
5) Было без­люд­но на утрен­них ули­цах и толь­ко у бу­лоч­ной сто­я­ла огром­ная оче­редь.
30.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Я за­смот­ре­лась на воду, по­это­му у меня за­кру­жи­лась го­ло­ва», — от­ве­ча­ла Анна
2) «От­ку­да шум? — на­сто­ро­жил­ся Куз­не­цов и, по­мол­чав, спро­сил: — Кто бы это мог шу­меть?»
3) «Будет ли про­дол­же­ние у этого се­ри­а­ла?» — по­ин­те­ре­со­ва­лись те­ле­зри­те­ли у ки­но­ре­жиссёра. «Думаю, что через пол­го­да вы снова встре­ти­тесь с по­лю­бив­ши­ми­ся вам ге­ро­я­ми», — от­ве­тил он
4) Учёный и об­ще­ствен­ный де­я­тель Д. С. Лихачёв счи­тал, что: «учить­ся хо­ро­шей, спо­кой­ной, ин­тел­ли­гент­ной речи надо долго и вни­ма­тель­но»
5) — Про­щай­те, ре­бя­та, — ска­зал он смущённой двор­не: — мне здесь де­лать не­че­го
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, вся­кий раз он удив­ля­ет но­виз­ной впе­чат­ле­ний. (2) Есть осо­бен­ная ра­дость для души в свет­лой све­же­сти берёзовых рощ и в сдер­жан­ной силе ве­ко­вых дуб­рав, в та­ин­ствен­но­сти гу­стых ель­ни­ков и в шуме сос­но­во­го бора. (3) Ветка цве­ту­щей ивы, ог­нен­но-баг­ря­ный кле­но­вый лист, ко­рич­не­вая шляп­ка бо­ро­ви­ка, пение птиц и даже жуж­жа­ние шмеля  — всё это на­пол­ня­ет лес под­лин­ной по­э­зи­ей.

(4) А бы­ва­ли ли вы когда-ни­будь в Бе­ло­веж­ской пуще? (5) Её не­брос­кая, на пер­вый взгляд, кра­со­та об­ла­да­ет осо­бой при­тя­га­тель­ной силой, спо­соб­ной глу­бо­ко тро­нуть душу.

(6) Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дят древ­ние ве­ко­вые ель­ни­ки и мо­гу­чие дуб­ра­вы  — па­мять о тех пер­во­здан­ных лесах, ко­то­рые по­кры­ва­ли в про­шлом боль­шую часть Ев­ро­пы. (7) Дикий мир пущи не­обык­но­вен­но раз­но­об­ра­зен: он дре­муч и све­тел, угрюм и ра­до­стен, стар и молод. (8) Осо­бен­но жи­во­пис­ны здесь дуб­ра­вы, уди­ви­тель­но на­ряд­ные осе­нью, когда их мощ­ные кроны на­ли­ва­ют­ся яр­ки­ми крас­ка­ми.

(9) Здесь ни­ко­гда не бы­ва­ет скуч­но! (10) Ведь каж­дая тропа, уво­дя­щая вглубь, таит ра­дость новых от­кры­тий. (11) И, по­сти­гая их шаг за шагом, как будто по­па­да­ешь в зелёный, пол­ный уди­ви­тель­ной жизни храм, омы­тый бла­го­дат­ны­ми до­ждя­ми, про­гре­тый жар­ким солн­цем, напоённый за­па­хом хвои, цве­тов и трав. (12) Так да­вай­те же бе­речь Бе­ло­веж­скую пущу  — наше на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние!

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из nриведённых ниже утвер­жде­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста

1) Лес все­гда удив­ля­ет нас но­виз­ной впе­чат­ле­ний.
2) Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дит Бе­ло­веж­ская пуща.
3) Мир Бе­ло­веж­ской пущи уди­ви­тель­но од­но­об­ра­зен.
4) Дуб­ра­вы Бе­ло­веж­ской пущи осе­нью на­ряд­ны и жи­во­пис­ны.
5) В Бе­ло­веж­ской пуще ни­ко­гда не бы­ва­ет скуч­но.
32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—АЗ0 и В1—В5

(1) Крас­ки и свет в при­ро­де надо не столь­ко на­блю­дать, сколь­ко ими по­про­сту жить. (2) Для ис­кус­ства го­дит­ся толь­ко тот ма­те­ри­ал, ко­то­рый за­во­е­вал место в серд­це. (3) Жи­во­пись важна для про­за­и­ка не толь­ко тем, что по­мо­га­ет уви­деть и по­лю­бить крас­ки и свет. (4) Жи­во­пись важна ещё и тем, что ху­дож­ник часто за­ме­ча­ет то, чего мы со­всем не видим. (5) Толь­ко nocie его кар­тин мы тоже на­чи­на­ем ви­деть это и удив­лять­ся, что не за­ме­ча­ли этого рань­ше.

(6) Фран­цуз­ский ху­дож­ник Моне при­е­хал в Лон­дон и на­пи­сал Вест­мин­стер­ское аб­бат­ство. (7) Ра­бо­тал Моне в обык­но­вен­ный лон­дон­ский ту­ман­ный день. (8) На кар­ти­не ху­дож­ни­ка го­ти­че­ские очер­та­ния аб­бат­ства едва вы­сту­па­ют из ту­ма­на.

(9) Когда кар­ти­на была вы­став­ле­на, она про­из­ве­ла смя­те­ние среди лон­дон­цев. (10) Они были по­ра­же­ны, что туман у Моне был окра­шен в баг­ро­вый цвет, тогда как всем из­вест­но, что цвет ту­ма­на серый.

(11) Дер­зость Моне вы­зва­ла сна­ча­ла воз­му­ще­ние. (12) Но воз­му­ще­ние про­шло, когда лон­дон­цы вышли на улицы, вгля­де­лись в туман и впер­вые за­ме­ти­ли, что он дей­стви­тель­но баг­ро­вый.

(13) Тот­час на­ча­ли ис­кать этому объ­яс­не­ние. (14) Со­гла­си­лись, что крас­ный от­те­нок ту­ма­на за­ви­сит от оби­лия дыма. (15) Кроме того, этот цвет ту­ма­ну при­да­ют крас­ные кир­пич­ные лон­дон­ские дома. (16) Но как бы там ни было, Моне по­бе­дил. (17) После его кар­ти­ны все на­ча­ли ви­деть лон­дон­ский туман таким, каким его уви­дел ху­дож­ник. (18) Моне даже про­зва­ли «со­зда­те­лем лон­дон­ско­го ту­ма­на».

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи
2) ху­до­же­ствен­ный стиль речи
3) в пред­ло­же­ни­ях 1−5 пред­став­лен тип речи рас­суж­де­ние
4) в пред­ло­же­ни­ях 6−8 пред­став­лен тип речи рас­суж­де­ние
5) за­да­ча речи — по­ка­зать, какое вли­я­ние ока­за­ли жи­те­ли Лон­до­на на твор­че­ство фран­цуз­ско­го ху­дож­ни­ка Моне
33.  
i

(1)  Это про­изо­шло на па­лу­бе дач­но­го па­ро­хо­да, под­го­ня­е­мо­го ве­тер­ком к зелёным бе­ре­гам Пе­тер­го­фа.

(2)  Сер­гей Есе­нин, не­дав­но вер­нув­ший­ся из-за гра­ни­цы, за­го­ре­лый, с расстёгну­тым во­ро­том белой ру­баш­ки, весёлый, не­при­выч­но оживлённый, при­сло­нясь к борту, без­оста­но­воч­но читал свои стихи. (3)  В этот вечер Сер­гей Есе­нин был осо­бен­но в ударе: стихи зву­ча­ли так, слов­но поэт бро­сал кому-то вызов мо­ло­до­сти и силы. (4)  И все, кто на­хо­дил­ся на па­лу­бе, не могли ото­рвать от него глаз.

(5)  Но осо­бен­но по­ра­зи­ло меня то, как Алек­сей Тол­стой ре­а­ги­ро­вал на стихи мо­ло­до­го поэта. (6)  Ранее рас­се­ян­ный и не­сколь­ко апа­тич­ный, груз­но си­дев­ший на па­луб­ной ска­мье, сей­час он весь был полон вни­ма­ния и даже по­дал­ся вперёд всем своим телом. (7)  Паль­цы всё силь­нее и ве­се­лее от­би­ва­ли такт на пра­вом ко­ле­не.

(8)  Вдруг Тол­стой резко сдви­нул на за­ты­лок шляпу и стёр со лба вы­сту­пив­ший пот. (9)  Потом встал, груз­но шаг­нул к Сер­гею Есе­ни­ну и ши­ро­ким же­стом трях­нул его за плечи. (10)  Ши­ро­кая улыб­ка оза­ри­ла мя­си­стое, глад­ко вы­бри­тое лицо Алек­сея Тол­сто­го.

(11)  — Вот это стихи!  — взвол­но­ва(н/нн)о про­изнёс Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич. (12)  Он креп­ко обнял не­сколь­ко смущённого и рас­тер..нного мо­ло­до­го поэта и три­жды по­це­ло­вал.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 5−7 слово, упо­треблённое в зна­че­нии «не уме­ю­щий со­сре­до­то­чить­ся, не­со­бран­ный». За­пи­ши­те это слово в той форме, в ко­то­рой оно ис­поль­зо­ва­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, вся­кий раз он удив­ля­ет но­виз­ной впе­чат­ле­ний. (2) Есть осо­бен­ная ра­дость для души в свет­лой све­же­сти берёзовых рощ и в сдер­жан­ной силе ве­ко­вых дуб­рав, в та­ин­ствен­но­сти гу­стых ель­ни­ков и в шуме сос­но­во­го бора. (3) Ветка цве­ту­щей ивы, ог­нен­но-баг­ря­ный кле­но­вый лист, ко­рич­не­вая шляп­ка бо­ро­ви­ка, пение птиц и даже жуж­жа­ние шмеля  — всё это на­пол­ня­ет лес под­лин­ной по­э­зи­ей.

(4) А бы­ва­ли ли вы когда-ни­будь в Бе­ло­веж­ской пуще? (5) Её не­брос­кая, на пер­вый взгляд, кра­со­та об­ла­да­ет осо­бой при­тя­га­тель­ной силой, спо­соб­ной глу­бо­ко тро­нуть душу.

(6) Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дят древ­ние ве­ко­вые ель­ни­ки и мо­гу­чие дуб­ра­вы  — па­мять о тех пер­во­здан­ных лесах, ко­то­рые по­кры­ва­ли в про­шлом боль­шую часть Ев­ро­пы. (7) Дикий мир пущи не­обык­но­вен­но раз­но­об­ра­зен: он дре­муч и све­тел, угрюм и ра­до­стен, стар и молод. (8) Осо­бен­но жи­во­пис­ны здесь дуб­ра­вы, уди­ви­тель­но на­ряд­ные осе­нью, когда их мощ­ные кроны на­ли­ва­ют­ся яр­ки­ми крас­ка­ми.

(9) Здесь ни­ко­гда не бы­ва­ет скуч­но! (10) Ведь каж­дая тропа, уво­дя­щая вглубь, таит ра­дость новых от­кры­тий. (11) И, по­сти­гая их шаг за шагом, как будто по­па­да­ешь в зелёный, пол­ный уди­ви­тель­ной жизни храм, омы­тый бла­го­дат­ны­ми до­ждя­ми, про­гре­тый жар­ким солн­цем, напоённый за­па­хом хвои, цве­тов и трав. (12) Так да­вай­те же бе­речь Бе­ло­веж­скую пущу  — наше на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние!

Ука­жи­те лек­си­че­ские при­зна­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му в 7-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии 'оди­но­кий, по­ки­ну­тый всеми';
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии 'мрач­ный, хму­рый, без­от­рад­ный';
3) си­но­ним - су­мрач­ный;
4) си­но­ним - си­рот­ли­вый
5) ан­то­ним - мир­ный.
35.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фра­зео­ло­гиз­ма­ми и их зна­че­ни­я­ми:

А)  вы­бро­сить из го­ло­вы

Б)  го­ло­ву по­ве­сить

В)  ло­мать го­ло­ву

Г)  хо­дить на го­ло­ве

1)  уси­лен­но ду­мать, ста­ра­ясь по­нять или ре­шить слож­ную за­да­чу

2)  плохо чув­ство­вать себя, за­бо­леть

3)  ста­рать­ся за­быть; не ду­мать о ком-либо или о чём-либо

4)  про­каз­ни­чать, озор­ни­чать, ша­лить

5)  при­и­ти в уны­ние, от­ча­я­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

36.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я хотел бы сде­лать другу по­да­роч­ный пре­зент.
2) Он стре­мит­ся иг­рать за­глав­ную роль во всех делах клас­са.
3) В.Г.Бе­лин­ский свои взгля­ды изоб­ра­жа­ет в кри­ти­че­ских ста­тьях.
4) Вы мо­же­те ока­зать нам боль­шую поль­зу, если со­гла­си­тесь по­мочь.
5) Для меня не­воз­мож­но сча­стье, если я не могу раз­де­лить его с дру­ги­ми.
37.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Мама спро­си­ла лас­ко­во, что очень ли мы уста­ли.
2) В своих рас­суж­де­ни­ях он все­гда опи­рал­ся на до­сто­вер­ные факты.
3) По­ни­мая о том, что эта бе­се­да очень важна, мы хо­ро­шо к ней под­го­то­ви­лись.
4) В нашем ма­га­зи­не можно ку­пить не толь­ко про­дук­ты, но и по­дар­ки к Но­во­му году.
5) К нам при­шли две раз­гне­ван­ные со­сед­ки и рас­ска­за­ли маме о раз­би­том стек­ле.
38.  
i

Мор­фо­ло­ги­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) У меня есть не­сколь­ко брас­ле­тов.
2) В этом ме­ди­цин­ском цен­тре ра­бо­та­ют очень вни­ма­тель­ные док­то­ра.
3) У его были сталь­ные нервы.
4) Те­перь этот ав­то­бус ходит по дру­гой до­ро­ге, не ехай на нём.
5) Вме­сте с обо­и­ми до­черь­ми он про­си­дел в аэро­пор­ту два дня.